Можно ли оправдать «предателя поневоле»? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)


В повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот», в которой писатель выражает противоположную каноническим евангельским текстам позицию, Иуда Искариот является «предателем поневоле». Автор повести задает читателям вопрос: можно ли оправдать «предателя поневоле»?

Предательство Иуды, по Л.Н. Андреева, не связано с корыстными целями и сребролюбием Иуды. Его поступок – это проверка и провокация. Предложивший отдать Иисуса под суд Иуда хотел посмотреть, готовы ли остальные ученики Иисуса прийти к нему на помощь, готовы ли люди, до этого восторженно встречавшие Иисуса, встать на его сторону. В андреевской повести показано, что Иуда хотел спровоцировать людей на то, чтобы они увидели божественное начало Иисуса, чтобы они поняли, кто находится перед ними.

Предавая Иисуса, Иуда проверял окружающих людей на порочность. С самого начала, как только Иуда стал одним из учеников Иисуса, он уверенно говорил о том, что все люди грешны и порочны. По сути поступок Иуды становится доказательством данной мысли: Иисуса предал не только Иуда, но и остальные ученики и весь народ.


«Предателем поневоле» Иуду можно также назвать по той причине, что Иуда был действительно любящим учеником Иисуса. Иуду задевало, что его учитель приблизил к себе не его, а Иоанна и Петра. Иуда хотел быть любимым учеником Иисуса, однако у него ничего не получалось. Поэтому обиженная и ревностная любовь стали одной из причин предательства Иуды.

В повествовании отмечается, что «одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы». Решившись отдать Иисуса под суд, Иуда на самом деле не хотел, чтобы Иисуса казнили. На это указывает то, что Иуда принес другим ученикам несколько мечей, чтобы они при необходимости защищали своего учителя. Перед самим предательством Иуда мучился внутренними терзаниями. То, что сделал Иуда по отношению к Иисусу, которого он так любил, давалось ему нелегко. Иуда рассчитывал на то, что Иисуса не приговорят к казни, что окружающие люди придут к нему на помощь, и поэтому предательство Иуды приведет только к положительным результатам – к признанию всеми людьми божественного начала Иисуса.

Л.Н. Андреев всячески доказывает, что Иуда – «предатель поневоле». Однако автор повести не оправдывает Иуду. Нельзя сказать, что писатель идеализирует Иуду, это не так. Л.Н. Андреев показывает, что ревностная и обиженная любовь не может привести к чему-то хорошему. Иуда оказался прав в рассуждениях о том, что все люди порочны, однако это доказательство правоты стоило Иисусу жизни. Иуда стал причиной смерти ни в чем неповинного человека. Л.Н. Андреев, показав собственное видение взаимоотношений между Иисусом и Иудой, не стал опускать факт предательства. Читатели понимают, каковы бы ни были причины поступка Иуды, он совершил по отношению к Иисусу зло, поэтому его нельзя оправдать. На то, что Л.Н. Андреев не оправдывает поступок своего персонажа, указывает судьба Иуды. Автор повести не награждает своего героя спокойствием и радостной жизнью, он награждает его внутренними терзаниями и самоубийством.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Иисуса и Иуды (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Иуда – «предатель поневоле» (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • «Иисус идет на казнь» (анализ эпизода повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Почему Иуда предал Иисуса? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)