Иуда – «предатель поневоле» (по повести Андреева «Иуда Искариот»)


В своей повести «Иуда Искариот» Л.Н. Андреев дает собственное толкование евангельских текстов. В данном произведении Иуда является «предателем поневоле».

Л.Н. Андреев в своей повести демонстрирует, что Иуда искренне любил своего учителя, он хотел стать его любимым учеником. То есть никаких корыстных целей, по Л.Н. Андрееву, Иуда не преследовал, когда приблизился к Иисусу. Когда Иуда еще не был учеником Иисуса, он не вынашивал план предательства. Мысль о том, чтобы отдать Иисуса под суд, появилась у Иуды только тогда, когда Иуда уже довольно большое количество времени был учеником Иисуса. Поэтому об осознанном предательстве в повести «Иуда Искариот» речи не идет.


Повесть Л.Н. Андреева некоторые исследователи называют «Евангелием наизнанку». Связано это с тем, что в повести мотивы предательства Иуды связаны не с корыстными желаниями, среболюбием и сатанинским вмешательством, а с действиями самого Иисуса. В андреевском произведении Иисус выступает в качестве некоего провокатора, который своим невниманием к Иуде заставлял его задумываться о предательстве. Автор повести демонстрирует, что любовь Иуды к своему учителю была настолько велика, что он не смог справиться со своей ревностью и обидой. Иуде было больно от того, что не он является любимым учеником Иисуса, что тот приблизил к себе Иоанна и Петра. Ревностная и обиженная любовь к Иисусу – вот основные двигатели Иуды. Такие неконтролируемые эмоции делают из Иуды «предателя поневоле».

Также Иуда, по Л.Н. Андрееву, является «предателем поневоле», так как он действовал не по собственной воле, а в соответствии с внешними обстоятельствами. Можно сказать, что, предавая Иисуса, Иуда проверял некую теорию. Он думал о том, что окружающие Иисуса люди не позволят его казнить. Иуда рассчитывал на то, что на помощь к Иисусу придут его ученики, а также представители народа, которые верили в учение Иисуса. Иуда, предложивший первосвященнику Анне отдать Иисуса под суд, хотел, чтобы окружающие Иисуса люди пошли за ним, поверили в его учение еще больше. Иуда думал о том, что его предательство приведет к благоприятным для Иисуса и его учения результатам. Однако Иуда не ожидал, что на помощь к Иисусу никто не придет. Получается, что Иуда, по Л.Н. Андрееву, предает Иисуса невольно. Иуда проигрывает в собственной провокации. Он хотел открыть глаза окружающим людям на истинную сущность Иисуса с помощью провокации, однако потерпел поражение, когда поспособствовал смерти Иисуса.

Также иудовское «предательство поневоле» связано с желанием проверить тех, кто верил Иисусу и клялся ему в защите и покровительстве. Предав Иисуса, Иуда продемонстрировал, что ученики Иисуса на самом деле являются лицемерами, лжецами и трусами, которые испугались заступиться за Иисуса, когда тот находился на грани жизни и смерти. Продемонстрировал Иуда также и лицемерие и трусость народа, который восторженно встречал Иисуса до судебного разбирательства, но который потребовал от суда казнить Иисуса, взяв за это ответственность на себя. Фактически Иуда доказывает ту мысль, которую высказывал до этого: все люди грешны и порочны. Желая доказать свою правоту, Иуда поспособствовал гибели Иисуса.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Иисуса и Иуды (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Можно ли оправдать «предателя поневоле»? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • «Иисус идет на казнь» (анализ эпизода повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Почему Иуда предал Иисуса? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)