«Прощайте, тайна, предание, закон! Да здравствует фантазия и каприз!» (по роману Гюго «Собор Парижской Богоматери»)


Роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» переносит читателя во Францию XV века.

Это эпоха особенная, ведь наблюдается кризис Средневековья, на смену которому вскоре придет Возрождение. Народ начинает просыпаться, а власть церкви ослабляется. Церковь перестает быть местом тайны. Эпоху перехода от Средневековья до Возрождения прекрасно характеризует фраза «Прощайте, тайна, предание, закон! Да здравствует фантазия и каприз!».

Клод Фролло – пример тех людей, которые пытаются сохранить влияние церкви. Он уверен, что в зодчестве зашифрована тайна и познать её могут только избранные. В то же время, Клод заявляет «Вот это убьет то». Этой фразой он говорит, что книга вскоре пошатнет зодчество, а наука пошатнет религию. Если книгопечатанье распространит книги среди народа, а вместе с книгами, и знание, то это приведет к изменениям обществе. Законы, предания изменятся, а то и канут в лету.

В. Гюго на примере собора показал, как «фантазия и каприз» свергли «тайну, предание и закон». В период Средневековья Собор Парижской Богоматери сохранял свой первоначальный вид. Прекрасный фасад был украшен замысловатыми фигурами, внутри был древний алтарь. Архитекторы эпохи Возрождения начали отдавать дань моде. Они воплощали свои фантазии, удовлетворяя капризы тех, кто приказал изменить собор. За пару веков здание очень изменилось и, кажется, утратило свою тайну.

Народ тоже освободился от оков Средневековья. Наступило время его свободного творчества. Несомненно, это тоже оказало влияние на моду.


Прощание с законом и тайною Средневековья тесно связано с пробуждением народа. Чулочник из Гента сказал: «Час вашего народа ещё не пробил». Далее он предсказал падение башни и схватку горожан. Кажется, в его словах заключилось предвидение будущих революций.

Образ пробуждающегося народа заключен в образах Квазимодо и Эсмеральды. Цыганка уже свободна. На позорном столбе она дает напиться звонарю. И это пробуждает его душу. Позже Квазимодо спасает Эсмеральду. Он идет против закона, против приговора. Но Средневековье не прощает рвения к свободе. Квазимодо и Эсмеральда умирают.

Эсмеральда – воплощение Богоматери. Об этом автор говорит метафорично, он заметил, что в девушке «идеальную нежность, которую впоследствии уловил Рафаэль в мистическом слиянии девственности, материнства и божественности». Сравнение обычной девушки с Богоматерью тоже нарушает каноны Средневековья.

Таким образом, фраза «Прощайте, тайна, предание, закон! Да здравствует фантазия и каприз!» характеризует переход от Средневековья до Возрождения. В. Гюго показывает не только начало этого перехода, пробуждение народа, но и последствия. Демонстрирует позитивные и негативные перемены. С одной стороны «законы, тайны и предания» сковывали народ, делали его послушной массой, готово покоряться королю. С другой стороны, они помогали сохранить ценные памятники древности. Фантазия и каприз освободили народ, но отдали древность в жертву моде.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Антитеза в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Тема «истинного» и «ложного» преступления и наказания в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Тема любви в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Отзыв о романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»