Антитеза в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»


Один из ключевых приемов романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» – антитеза. В основном противопоставление наблюдается на уровне образов романа. Автор создает оппозицию «красота – уродство», удерживает её от начала и до конца произведения. Противопоставление «красота – уродство» касается не только внешности, но и внутреннего мира героев. Также выразительным является противопоставление доброго и злого.

В первых главах романа знакомимся с Квазимодо и Эсмеральдой. Внешность звонаря Собора Парижской Богоматери представить очень сложно, ведь, кажется, что у него нет частей тела без изъянов. Квазимодо, одноглазый, горбатый, кривой. Эсмеральда же, наоборот, поражает своей красотой. У неё красивое лицо, прекрасные волосы хрупкая фигурка, изящные ножки. Эсмеральда приветливая, очень добрая, несколько наивная, а Квазимодо злобный и диковатый. Правда, писатель объясняет, что злоба Квазимодо была порождена тем, что он всегда был изгоем.

Эсмеральда также противопоставляется Фебу. Девушка красива и внешне, и душой. Капитан – только внешне. Внутри он такой же уродливый, как Квазимодо внешне.

На протяжении романа наблюдаем за изменениями в душе звонаря. Его обледеневшую душу растопил поступок Эсмеральды. Цыганка пожалела его и дала попить. Квазимодо влюбился. Любовь пробудила его лучшие качества: доброту, умение заботиться о другом человеке, верность. С этого момента Квазимодо противопоставляется Фебу. Красноречивым является эпизод с двумя горшками с цветами. В целом, грубом горшке цветы были живые, а в красивом горшке с трещиной – завяли. Первый сосуд является символом Квазимодо, второй – Феба. Противопоставлены также душевные качества Квазимодо и Клода Фролло.

Образ Квазимодо в романе противопоставляется сам себе, ведь сначала это злобный, дикий звонарь, а потом он поражает добротой и заботливостью.


Нетрудно заметить антитезу, если сравнить образы братьев Фролло. Серьезный, всегда погруженный в науку Клод противопоставляется легкомысленному Жеану, который привык жить одним днём.

В организации времени и пространства романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» также наблюдается антитеза. Автор противопоставляет тишину, таинственность собора и шум Гревской площади. Кроме того, собор является убежищем, а Гревская площадь – местом казни.

Противопоставляются также разные слои населения. Стоит только сравнить богатый дом вдовы Гонделорье, в котором собирались знатные дамы и кавалеры, с Дворцом чудес – пристанищем воров, калек, бродяг.

В первых главах романа «Собор Парижской Богоматери» на антитезе построено изображение мистерии и выборов короля шутов. Возвышенная пьеса противопоставляется дикой оргии, веселящей публику. Пьер Гренгуар, мыслящий софизмами и афоризмами противопоставляется простым людям, которые думают приземленно, поэтому плоды ума поэта им не интересны.

Антитеза позволила В. Гюго создать яркие образы, реализовать идею, показать разные стороны жизни французов XV века.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема «истинного» и «ложного» преступления и наказания в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • Тема любви в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • «Прощайте, тайна, предание, закон! Да здравствует фантазия и каприз!» (по роману Гюго «Собор Парижской Богоматери»)
  • Отзыв о романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»