Антитеза в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Один из ключевых приемов романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» – антитеза. В основном противопоставление наблюдается на уровне образов романа. Автор создает оппозицию «красота – уродство», удерживает её от начала и до конца произведения. Противопоставление «красота – уродство» касается не только внешности, но и внутреннего мира героев. Также выразительным является противопоставление доброго и злого.
В первых главах романа знакомимся с Квазимодо и Эсмеральдой. Внешность звонаря Собора Парижской Богоматери представить очень сложно, ведь, кажется, что у него нет частей тела без изъянов. Квазимодо, одноглазый, горбатый, кривой. Эсмеральда же, наоборот, поражает своей красотой. У неё красивое лицо, прекрасные волосы хрупкая фигурка, изящные ножки. Эсмеральда приветливая, очень добрая, несколько наивная, а Квазимодо злобный и диковатый. Правда, писатель объясняет, что злоба Квазимодо была порождена тем, что он всегда был изгоем.
Эсмеральда также противопоставляется Фебу. Девушка красива и внешне, и душой. Капитан – только внешне. Внутри он такой же уродливый, как Квазимодо внешне.
На протяжении романа наблюдаем за изменениями в душе звонаря. Его обледеневшую душу растопил поступок Эсмеральды. Цыганка пожалела его и дала попить. Квазимодо влюбился. Любовь пробудила его лучшие качества: доброту, умение заботиться о другом человеке, верность. С этого момента Квазимодо противопоставляется Фебу. Красноречивым является эпизод с двумя горшками с цветами. В целом, грубом горшке цветы были живые, а в красивом горшке с трещиной – завяли. Первый сосуд является символом Квазимодо, второй – Феба. Противопоставлены также душевные качества Квазимодо и Клода Фролло.
Образ Квазимодо в романе противопоставляется сам себе, ведь сначала это злобный, дикий звонарь, а потом он поражает добротой и заботливостью.
Нетрудно заметить антитезу, если сравнить образы братьев Фролло. Серьезный, всегда погруженный в науку Клод противопоставляется легкомысленному Жеану, который привык жить одним днём.
В организации времени и пространства романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» также наблюдается антитеза. Автор противопоставляет тишину, таинственность собора и шум Гревской площади. Кроме того, собор является убежищем, а Гревская площадь – местом казни.
Противопоставляются также разные слои населения. Стоит только сравнить богатый дом вдовы Гонделорье, в котором собирались знатные дамы и кавалеры, с Дворцом чудес – пристанищем воров, калек, бродяг.
В первых главах романа «Собор Парижской Богоматери» на антитезе построено изображение мистерии и выборов короля шутов. Возвышенная пьеса противопоставляется дикой оргии, веселящей публику. Пьер Гренгуар, мыслящий софизмами и афоризмами противопоставляется простым людям, которые думают приземленно, поэтому плоды ума поэта им не интересны.
Антитеза позволила В. Гюго создать яркие образы, реализовать идею, показать разные стороны жизни французов XV века.